Более 100 интренет-магазинов можно найти в Маркетплейс

Условия эффективного обучения связанные с применением компьютерных технологий. Достижение достаточного качества сохранения изученного материала в памяти студентов.

Условия эффективного обучения связанные с применением компьютерных технологий. Достижение достаточного качества сохранения изученного материала в памяти студентов.

Изученная информация без повторения забывается: «не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание» [10,118]. Однако повторение может снизить забываемость материала: «материал, который хотят сохранить на длительный период, нуждается в доучивании и повторении. Очевидно, с каждым доучиванием мнемический след становится прочнее» [18,137].

Для эффективного сохранения материала необходимо четыре или больше повторений материала в течение четырех лет: «не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов материала). Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизить забывание, в то время как эпизоды, проверенные четыре и более раз, показывали вероятность забывания в течение четырех лет всего лишь порядка 12 процентов, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного напоминания для сохранения воспоминания» [10,118].

Повторения должны быть достаточно распределенными во времени: «мы должны будем признать преимущества от распределения повторений для укрепления созданных ими ассоциаций весьма значительными» [47,256].

При этом нужно повторять материал чаще, потом постепенно уменьшать, делать повторения более редкими, то есть повторять все реже и реже: «Как показывают экспериментальные данные, в частности те же работы Волкова и Шардакова, наиболее целесообразно сначала возвращаться к изученному ранее более часто, и лишь затем, по мере всё большего закрепления материала в памяти, можно прибегать к повторению всё реже и реже» [66,23].

Примером временного распределения повторений, удовлетворяющих требованию четырехкратного повторения в течение четырех лет и постепенному увеличению редкости повторений, может служить схема повторений, при использовании которой интервал времени между предыдущим и последующим повторением может высчитываться исходя из следующего утверждения: каждое последующее повторение должно быть произведено в срок не превышающий срока в 5-6 раз большего промежутка времени между позапрошлым и прошлым повторением.

Примером временного распределения повторений, удовлетворяющих требованию четырехкратного повторения в течение четырех лет может служить следующая схема повторений:

Первое повторение (или серия повторений, если позволяют временные ресурсы) материала можно предложить проводить сразу же после его изучения, и считать частью изучения материала: «Исключительно важную роль играет повторение в процессе заучивания материала … после того, как материал выучен; в этих случаях повторение служит целям закрепления в памяти» [66,18].

Промежуток времени для второго и последующих повторений можно предложить выбирать индивидуально, исходя из субъективных особенностей, уровня развития студента, особенностей материала, узнаваемости изучаемого материала. Основным условием можно считать то, чтобы материал перед повторением оказался на грани забывания, это повышает эффективность использования времени и качество хранения информации: «увеличение задержки оказывало впечатляющее положительное влияние на последующее воспроизведение, сравнимое по величине с эффектом некоторых классических мнемонических приемов. В качестве эмпирического правила, по-видимому, можно сделать следующее обобщение: повторение помогает больше всего, если материал хранился достаточно долго и оказался на грани того, чтобы быть забытым. Поскольку известно, что повторение уменьшает наклон кривой забывания, это означает, что последовательные повторения должны производиться с увеличением задержек … Ландауэр и Бьерк, согласно их комментарию, получили результат, который может быть с легкостью приложен к повседневной жизни человека. Прием просто объяснить и можно использовать всякий раз, когда человек имеет возможность выбрать интервал, после которого может быть повторен или самостоятельно проверен какой-то элемент информации» [21,41]. Состояние хранящегося материала можно предложить определять из субъективных ощущений студента, или при помощи некоторой диагностики сохранности изученного материала.

Например, второе повторение можно проводить через промежуток времени, равный времени, затраченному на изучение единицы материала (вопроса параграфа), например через 20 минут после изучения и первого повторения: «Экспериментальные данные показывают, что при запоминании трудного материала забывание наступает вскоре же после заучивания, причём в первое время оно нарастает даже значительнее, чем в дальнейшем. Поэтому прибегать к повторению надо вскоре же после того, как материал выучен. … Это значит, что уже вскоре после запоминания надо вновь вернуться к изученному, причём не обращаться для этого к простому повторному восприятию, а пытаться активно припоминать заученное» [66,22].

Примером временного распределения повторений с указанием конкретных временных рамок, удовлетворяющих требованиям четырехкратного повторения в течение четырех лет, повышению редкости повторений и соблюдения увеличения отсрочки повторения в 5-6 раз (здесь 5) может служить следующая схема повторений, где каждое последующее повторение начиная с 3, производится через промежуток времени в пять раз превышающий предыдущий промежуток времени между повторениями:

ТАБЛ. 1

Предварительное изучение: предварительное обращение к материалу, облегчающее дальнейшее изучение.

Изучение материала.

1 (повторение сразу после изучения)

2 (через 20 минут после последнего повторения)

3 (через 1,6 часа после последнего повторения)

4 (через 7,7 часа после последнего повторения)

5 (через 1,5 суток после последнего повторения)

6 (через 7,4 суток после последнего повторения)

7 (через 1 месяц 7 суток после последнего повторения)

8 (через 5 месяцев 18 суток после последнего повторения)

9 (через 2 года 3 месяца после последнего повторения)

10 (через 10 лет 8 месяцев 13 дней после последнего повторения)

В качестве примеров можно предложить аналогичные таблицы, но с другими используемыми коэффициентами, находящимися в промежутке 5-6.

Эффективность распределения повторений может зависеть от психосоматических особенностей студента, уровня развития студента, типа материала, его сложности и узнаваемости и многих других факторов.

Все же можно предложить для удобства избрать для себя некоторую единую схему повторений и следовать ей для большинства изучаемых видов материалов, к повторению которых нету необходимости другого подхода.

Можно предположить объяснение возможной эффективности такого временного распределения повторений. График Эббингауза приведенный Столяренко Л.Д. имеет следующий вид «

» [73,163].

рис. 1

рис1.jpg

Из графика Эббенгауза видно, что именно в первые дни идет основное забывание материала, затем забывание значительно замедляется. При очередном повторении мы заново загружаем материала в долговременную память. Ту часть материала, который мы помнили на этот момент, уже хранится в долговременной памяти, к нему мы добавили количество процентов от объема материала равное 100% минус процент, который мы помнили на момент повторения; большая часть примерно вновь внесенного материала вскоре снова забудется (в соответствии с графиком Эббингауза), а некоторая часть вновь внесенного материала прочно осядет в долговременной памяти на некоторый срок. Таким образом, после некоторого количества повторений, распределенных в течение определенного срока, мы можем запомнить материал на достаточно продолжительный период времени на достаточно высоком процентном уровне. Используя график Эббингауза, можно для иллюстрации нарисовать следующий возможный график:

рис. 2

рис2.jpg

Здесь нарисованы несколько графиков Эббингауза. Каждый последующий график как бы накладывается на предыдущий (для каждого последующего графика осью абсцисс будет являться предыдущая линия Эббингауза). Который, как мы можем видеть, сглаживается (уменьшается наклон) при каждом новом повторении, то есть уровень знания материала все меньше отличается от 100%, а забывание замедляется: «повторение уменьшает наклон кривой забывания» [21,41].

Время, затрачиваемое на одно повторение, можно предложить определять самостоятельно студентам для себя, исходя из субъективных особенностей.

Например, для удобства можно предложить использовать для каждого повторения время в десять раз меньшее времени, затрачиваемого на изучение. Так, чтобы суммарное время повторения в долговременном периоде равнялось суммарному времени изучения материала, ввиду возможного понижения эффективности использования времени при увеличении времени, затрачиваемого на повторение. При таком соотношении времени, затрачиваемого на повторение и изучение, удобным может оказаться организация самообразования, когда ровно половина самостоятельных занятий затрачивается на изучение, а половина на повторение (за одно занятие повторяется материал изученный в течение десяти прошедших самостоятельных занятий, для которых настало время очередного повторения).

Достаточно эффективно рассчитывать время и напоминать пользователю о повторении той или иной части материала могут компьютерные программы.


Автор: к.п.н.,  Румянцев Сергей Александрович

13.07.2018

Возврат к списку